МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО НАУКА И ИСКУССТВО

К моменту возникновения в первом десятилетии ХХ века «школы научного
менеджмента» практически отсутствовала идей научной организации труда. Под
менеджментом понимались самые неожиданные вещи, вплоть до технологии
изготовления какого-нибудь конкретного продукта.
К «школе научного менеджмента» относят таких классиков управления как
Фредерик Уинслоу Тейлор, Анри Файоль, Гаррингтон Эмерсон и Генри Форд. Без
их вклада было бы невозможным возникновение современного менеджмента с
присущим ему единством науки, искусства, технологии управления. В работах
классиков сформулированы принципы, цели и задачи научного менеджмента,
описаны основные функции управления. В их работах была проведено изучение
проблем организации, рационализации, оптимизации производства и повышения
эффективности.
Разрабатывая основы науки, в 14 общих принципах управления А. Файоля мы можем
видеть инициативу: «Инициативой мы называем возможность создания и
осуществления плана. Свобода предложения и осуществления точно также
относится к категории инициативы»[11, с.39].
Первым элементом управления у него является предвидение. «Управлять
– это предвидеть». Действительно, если предвидение и не есть на сто
процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет существенную часть
последнего»[11, с.42].
Также Файоль пишет об искусстве управлять людьми: «В крупном предприятии
большинство руководителей отделов участвуют в выработке программы развития
дела; эта работа время от времени присоединяется к их обычной работе; она
требует известной ответственности, и обычно за неё не полагается никакого
особого вознаграждения. Для того чтобы добиться в этих условиях от
руководителей отделов искреннего и активного сотрудничества, надо обладать
качеством искусного управителя людьми, работающего не покладая рук и не
боящегося ответственности. Об искусно управляющем людьми заведующем мы узнаем
по рвению его подчинённых и по доверию начальства»[11, с. 46].
Ф. Тейлор говорит о «конструктивном воображении» – способности, позволяющей
человеку при помощи нескольких усвоенных понятий преодолевать препятствия,
встречающихся на его пути, и создать что-либо полезное, несмотря на эти
препятствия [11,с. 297].
Также он указывает, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что
предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».
Наука и искусство менеджмента тесно связаны между собой. Менеджер должен
учитывать некоторую ограниченность теории и научных исследований и
корректировать свою практику с учетом выводов теории только там, где это
уместно.
Другой особенностью вывода о двойственной природе менеджмента является его
некая логическая однобокость. Если гениальный менеджер принял верное решение,
основанное на интуиции, которая, как правило, базируется на опыте, то разве
корректно утверждать, что это решение в принципе не может быть научно
обосновано? Напротив, можно утверждать обратное: под решение менеджера, в том
числе и неправильное, совсем нетрудно подвести научную базу.
Наука даёт лишь определённые общие положения, подходы, принципы, методы.
Искусство менеджмента состоит в их творческом применении в управленческой
практике. Менеджер должен знать в каких условиях, при каких обстоятельствах,
в какой обстановке применить конкретные научные знания.
Следует отметить, что это могут быть как врождённые, так и приобретённые
качества. К ним относятся: талант, интуиция, воображение, креативность,
интуиция, творческие способности, готовность к восприятию нового.
Искусство менеджмента заключается в использовании накопленного опыта и
приобретённых знаний творчески на практике. Это требует определённого
природного дара, таких людей называют лидерами. Менеджер должен тонко
чувствовать всё, что происходит вокруг и уметь увлекать за собой и направлять
подчинённых. Поэтому существенно то, что он помимо развитой интуиции,
воображения, определённых знаний и так далее, должен обладать
организаторскими способностями.